Ответственность родителей - гарантия безопасности детей

Опасности, существующие в нашей обыденной жизни и грозящие ребенку увечьем и даже гибелью, делятся на две категории: те, в предотвращении которых мы не властны, и те, которые происходят по нашей вине. Этих последних могло бы не быть, стоило только быть чуть внимательнее, чуть осмотрительнее. Количество ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей, подсчитано специалистами. Их сто пятьдесят. Если они известны взрослым, взрослые могут прогнозировать поведение — и свое, и ребенка. Взрослые в состоянии просчитать последствия своих действий и избавить малыша от возможных неприятностей.

ТИПОЛОГИЯ  ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Сегодня понимаешь, что за много тысячелетий существования человечества жизнь вовсе не стала безопаснее. Человек рискует жизнью и здоровьем, пользуясь транспортом, переходя дорогу, дотрагиваясь до электророзетки, заходя в лифт. Просто двигаясь по улице… Место мамонтов и саблезубых тигров заняли автомобили с нетрезвыми водителями за рулем, а место ядовитых змей — лекарства в баночках со стертыми этикетками. Только машины и лекарства, в отличие от тех же тигров, — порождения человеческого разума.

            Мы очень советуем родителям познакомиться с этим материалом. Возможно, кого-то это убережет от беды.


ОЖОГИ КАК ВИД ТРАВМАТИЗМА

Обычно мы предупреждаем детей и взрослых о недопустимости игры со спичками. Однако очень часто дети обжигаются горячими жидкостями. Можно выделить как минимум три ситуации, в которых это происходит.

            1. Мама садится пить чай, ставит чашку с горячим чаем на край стола и берет на колени маленького ребенка. Вероятность того, что малыш опрокинет на себя горячее, очень высока. Как избежать этой ситуации, ясно: не брать ребенка на руки, не ставить чашку так, чтобы ребенок мог до нее дотянуться, или не наливать в нее горячее.

            2. Хозяйка несет в руках емкость с горячей жидкостью. На нее наскакивает играющий ребенок. От столкновения жидкость выплескивается и обжигает ребенка. Как можно этого избежать? Нужно иметь в виду саму возможность такого столкновения. Если она существует, нельзя передвигаться с сосудом, наполненным жидкостью до краев, с сосудом, не закрытым плотной крышкой.

            3. Дети могут получить ожоги горячей жидкостью во время праздничного чаепития. Посуда — тоже произведение рук человеческих и поэтому подвергнута разрушению. Бывают случаи, когда у чайника отваливается носик в тот момент, когда хозяйка разливает детям чай. Дети при этом сидят за столом. Ожог одного или нескольких детей в этом случае неизбежен. Поэтому не следует разливать чай прямо за столом, вокруг которого находятся дети. Кроме того, дети никогда не пьют крутой кипяток. Можно дать чайнику немного остыть.

            4. Часто дети обжигаются во время уборки помещения — падают в таз или опрокидывают ведро с водой. Если нет возможности удалить малышей из комнаты во время уборки, не нужно пользоваться очень горячей водой.

КАЧЕЛИ  КАК  ИСТОЧНИК  ТРАВМАТИЗМА

Качели часто становятся источником травматизма. Об этом взрослые должны предупреждать детей. Чаще всего это случается во время прыжков с качелей.

            1. Ребенок прыгнул с качелей и не удержался на ногах, упал. Естественное желание — тут же встать на ноги. В результате качели ударяют его по затылку. Нужно довести до сознания ребенка: при падении с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, — отползти на такое расстояние, чтобы качели были видны. Только после этого подниматься на ноги. Бог с ней, с испачканной одеждой. Она не стоит здоровья.

            2. Если ребенок не умеет правильно группироваться во время прыжка и мягко приземляться, он может получить травму лодыжек. Прыжков вообще лучше избегать.

            Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями — старые, ржавые, с плохо прикрепленным сиденьем, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну качаться на таких качелях.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, занимают самое солидное место в общем списке.

Такие травмы обычно имеют отдаленные последствия и если не обязательно приводят к снижению интеллекта, то практически всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста психофизические нагрузки.

Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но сегодня нужно учитывать изменившийся характер улицы.

Да, действительно: зеленый человечек на светофоре означает, что пешеходы могут переходить улицу. Но сегодня он вряд ли может гарантировать нам полную безопасность. Огромное количество водителей пытаются проскочить через переход «в хвосте» потока и продолжают ехать даже тогда, когда на обращенном к ним светофоре загорелся запретительный сигнал. А отдельные лихачи вообще не обращают внимания на светофор. При смене сигнала машины срываются с места не на зеленый, а на желтый свет, не оставляя пешеходам возможности спокойно добраться до тротуара. В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу.

Каждая улица — большая или маленькая — по-своему опасна. Не говоря уже о перекрестках.


Вот несколько правил для взрослых, которым они должны научить детей:


            1. Переходя улицу, будьте внимательны. Не доверяйте исключительно сигналу светофора, смотрите по сторонам.

            2. Не начинайте переходить широкую улицу с движением в несколько рядов, когда зеленый свет горит уже достаточно долго. Вы не успеете ее преодолеть, но увидеть вас смогут только две, в лучшем случае три водителя из крайних к вам рядов.

            3. Переходя улицу большой компанией, не ориентируйтесь на лидера, идущего первым: мол, если он посмотрел по сторонам, этого достаточно. На дороге каждый отвечает за себя, каждый сам оценивает ее опасности.

            4. Самая опасная машина — стоящая. Во-первых, она может неожиданно тронуться. Во-вторых, что самое опасное, загораживает обзор. Из-за нее не видно движущихся машин. Ребенку свойственно думать, что опасности нет, если ее не видно. Найдите способ с безопасного расстояния показать ему, как из-за стоящей машины вылетают другие. Переходить улицу нужно там, где нет подобных препятствий.

            5. Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, — загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу.

            6. Переходя улицу с коляской, нельзя спускать ее с тротуара заранее — только в тот момент, когда вы действительно начинаете движение.

ТРАВМЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОСОЗНАННОГО САДИЗМА

Дети обычно получают подобные травмы в игре, когда их «друзья» настолько возбуждаются, что перестают контролировать свои действия. Сюда относятся различного рода ушибы, в том числе и сотрясения мозга. «Играли», и кто-то кого-то стукнул тяжелым портфелем по голове. «Играли», и кто-то в кого-то запустил огромным кубиком. «Боролись», и кто-то кого-то толкнул.

Особенно часто подобные ситуации возникают по вине агрессивного ребенка. Агрессивность не входит в список медицинских диагнозов, позволяющих отказаться от зачисления ребенка в детский сад. Гуманистическая педагогика требует от педагога тактичности, внимательности, особого подхода к такому малышу. Но агрессивный ребенок тем и тяжел для педагога, что является потенциальным источником травматизма в группе. Так как ответственности за свои действия и за их последствия маленький ребенок не несет, она естественным образом перекладывается на плечи педагога. Агрессивный ребенок — не «двадцатый» по списку. Он особый в своем роде. Он оттягивает на себя все душевные и физические силы воспитателя и сильно затрудняет нормальную работу в группе. Эта ситуация никак не учитывается в трудовом законодательстве, никак не отражается на оплате труда педагога. Возможно, такие случаи должны рассматриваться педагогическим советом особо, и коллектив должен вырабатывать особую стратегию по режиму дня такого воспитанника, увеличивать время его индивидуальных занятий и денежную компенсацию воспитателю, в группе которого тот находится.

Но травму в результате неосознанного садизма может нанести и не агрессивный, а просто возбудимый ребенок. Это обычно случайность. Возбуждение снижает способность контролировать свои действия. Поэтому, зная за некоторыми детьми такие особенности, взрослому надо вовремя их остановить, «остудить», переключить на спокойную деятельность.

Есть, правда, и такие ситуации, которые кажутся экзотическими и требуют особого психологического описания.

В.Немсадзе рассказал, например, такой случай.

Шестимесячный малыш все время плакал и отвлекал мать от дел. В сердцах она сказала: «Еще раз заплачешь, и я тебя в окошко выкину!» Пригрозила, покачала кроватку и побежала на кухню. Но эту фразу слышала ее пятилетняя дочь. Когда мать через полчаса вошла в комнату, выяснилось, что старательная дочка мамину угрозу выполнила: выбросила малыша в окошко.

Малыш, доставленный в клинику, не получил ни одной царапины — случай чудесный для хирургов и счастливый для незадачливой мамы. А для других родителей поучительный: вот когда слово действительно убить может!

Описанные виды травматических ситуаций — лишь малая толика списка. Но и они — пища для размышлений.